
Кошки и психические заболевания – Роль Toxoplasma gondii
Связь между котами и безумием является распространенной в поп-культуре. Подумайте о том, что в фильмах у злодеев обычно есть кот, да и в мультфильмах они чаще всего негативные персонажи. Возможно это хранится в нашем коллективном бессознательном, что кошки идут рука об руку с психическими заболеваниями? Откуда взялось это восприятие? Есть ли причина? Видимо, да. Оказывается, эта ассоциация может быть не совсем случайной.
Паразит Toxoplasma gondii в основном известен тем, что вызывает токсоплазмоз. Единственные известные окончательные хозяева (хозяева, в которых паразит воспроизводится) для токсоплазмы – это кошачие, такие как домашние кошки и их родственники. Ее размножение приводит к образованию ооцист, которые представляют собой инкапсулированные структуры, в которых развиваются споры, и которые служат для передачи их новым хозяевам. Эти ооцисты могут затем попасть в фекалии кошек; затем в течении 1-5 дней разразятся в окружающую среду и станут заразными.
Большинство видов теплокровных животных, включая людей, могут быть промежуточными хозяевами (хозяевами, где репликация бесполая) для токсоплазмы и могут заразиться при проглатывании зараженного материала. Вскоре после попадания в желудок ооцисты переходят в быстрорастущую стадию, называемую тахизоитом, пока иммунная система хозяина не подавляет паразита. Эти тахизоиты накапливаются в нервной и мышечной тканях, а затем переходят в стадию медленной репликации клеточного брадизоита, образуя внутриклеточные кисты в мышечной, печеночной и нейронных клетках. Там они и остаются в скрытой стадии на протяжении всей жизни хозяина.
Животные, предназначенные для потребления человеком, могут заразиться тканевыми кистами после приема споровых ооцист в окружающей среде. Таким образом, люди могут заразиться, употребляя недожаренное мясо зараженных животных или потребляя другие зараженные продукты питания или воду; другие пути заражения включают контакт с фекалиями кошки или загрязненными образцами окружающей среды (например, туалет домашней кошки), переливание крови или трансплантация органов и трансплацентарная передача от матери к плоду.
В человеческом хозяине паразиты также образуют тканевые кисты, чаще всего в скелетных мышцах, миокарде, мозге и глазах. У здоровых людей это в основном безобидно, вызывая бессимптомные скрытые инфекции и легко контролируется иммунной системой. Однако это может вызвать серьезные проблемы со здоровьем у беременных женщин и лиц с ослабленным иммунитетом, включая повреждение головного мозга.
В последнее время значительное количество доказательств свидетельствует о том, что латентный токсоплазмоз может вызывать поведенческие изменения у людей. Существование этой связи было заподозрено с 1950-х годов или даже раньше, но эта гипотеза была обновлена в 1990-х годах исследованиями, в которых подчеркивается общий фактор риска между токсоплазмозом и шизофренией: контакт с кошками. В настоящее время имеется масса данных подтверждающих эту связь.
Исследования показали, что у пациентов с шизофренией значительно выше распространенность Toxoplasma gondii в сыворотке крови; аналогично, наличие антител против токсоплазмы значительно увеличивает вероятность диагноза шизофрении. Токсоплазменные инфекции, предшествующие развитию шизофрении, широко описаны, и эта ассоциация усиливается во время прогрессирования заболевания. Более того, более высокая степень симптомов, связанных с шизофренией, отмечается у пациентов, инфицированных паразитом.
Однако, учитывая, что до половины населения мира, по оценкам, переносит токсоплазменную инфекцию, можно с уверенностью предположить, что простое присутствие токсоплазмы не является определяющим фактором как таковым. Действительно, исследования, оценивающие корреляцию между количеством токсоплазмы в сыворотке у пациентов с шизофренией по сравнению с контрольной группой, показывают, что либо более активная инфекция, либо более сильный иммунный ответ могут быть причинным фактором в развитии шизофрении.
Связь между иммунной системой и психозами была широко продемонстрирована либо посредством глиальной активации, либо с изменением уровня цитокинов в сыворотке, изменениями в ферментах иммуномодулирующих путей, либо иммуногенными маркерами. Аналогичным образом, тип иммунного ответа у пациентов с шизофренией к инфекции, связанной с токсоплазмой, был связан с несколькими вредными последствиями, связанными с этим заболеванием. Интересно, что некоторые антипсихотические препараты, по-видимому, обладают анти-токсоплазменной активностью, причем это действие потенциально способствует их антипсихотической эффективности.
Что касается этой гипотезы о нейровоспалении, есть много фактов, которые поддерживают ее в контексте шизофрении. Активация глиальных клеток, ключевой механизм в различных воспалительных состояниях нервной системы, все чаще признается в качестве важного элемента в патофизиологии шизофрении, экспериментально продемонстрированный in vivo. Глиальные клетки играют определенную роль в лечении токсоплазменных инфекций в головном мозге, скорее всего, через иммуномодулирующие пути, которые, как известно, изменяются при психотических заболеваниях. Астроциты и микроглиальные клетки, по-видимому, способны ингибировать репликацию Токсоплазмы; с другой стороны, производство цитокинов интерлейкина-6 (IL-6) макрофагами отменяет это ингибирование, и, как было установлено, IL-6 является сверхпродуцированным у пациентов с шизофренией.
Значительное количество генов восприимчивости к шизофрении вовлечено в жизненный цикл патогенов, таких как Toxoplasma gondii, причем эти гены играют роль не только в иммунитете, но также влияют на сигнальные пути, которые регулируют дофаминзависимое поведение.
Поэтому другая гипотеза, объясняющая связь между инфекцией токсоплазмой и шизофренией, устанавливает роль допамина в этих механизмах. Эффект токсоплазменной инфекции на повышение уровня допамина экспериментально продемонстрирован in vitro и у мышей. Соответственно, допамин-блокирующие агенты показали некоторую эффективность в лечении этой патологии.
Однако допамин и иммунологические нарушения не уникальны для шизофрении, в сфере психических расстройств. Оба были замечены в других патологиях, а именно в биполярном расстройстве и обсессивно-компульсивном расстройстве (ОКР). С другой стороны, до сих пор не было найдено никакой связи с депрессией. Хотя данные, связывающие инфекцию Toxoplasma gondii с биполярным расстройством и ОКР, все еще незначительны, уже есть признаки того, что она также может быть фактором риска развития этих расстройств.
Рекомендации
Blanchard N, Dunay IR и Schlüter D (2015). Устойчивость Toxoplasma gondii в центральной нервной системе: тонко настроенный баланс между паразитом, мозгом и иммунной системой. Паразитарная иммунология, 37 (3), 150-8 PMID: 25573476
Fond G, Macgregor A, Tamouza R, Hamdani N, Meary A, Leboyer M и Dubremetz JF (2014). Сравнительный анализ антитоксикозной активности антипсихотических препаратов и вальпроата. Европейские архивы психиатрии и клинической нейронауки, 264 (2), 179-83 PMID: 23771405
Miman O, Mutlu EA, Ozcan O, Atambay M, Karlidag R и Unal S (2010). Есть ли какая-либо роль Toxoplasma gondii в этиологии обсессивно-компульсивного расстройства? Исследование психиатрии, 177 (1-2), 263-5 PMID: 20106536
Stefansson H, Ophoff RA, Steinberg S, Andreassen OA, Cichon S, Rujescu D, Werge T, Pietiläinen OP, Mors O, Mortensen PB, Sigurdsson E, Gustafsson O, Nyegaard M, Tuulio-Henriksson A, Ingason A, Hansen T, Suvisaari J, Lonnqvist J, Paunio T, Børglum AD, Hartmann A, Fink-Jensen A, Nordentoft M, Hougaard D, Norgaard-Pedersen B, Böttcher Y, Olesen J, Breuer R, Möller HJ, Giegling I, Rasmussen HB, Timm S, Mattheisen M, Bitter I, Réthelyi JM, Magnusdottir BB, Sigmundsson T, Olason P, Masson G, Gulcher JR, Haraldsson M, Fossdal R, Thorgeirsson TE, Thorsteinsdottir U, Ruggeri M, Tosato S, Franke B, Strengman E, Kiemeney LA, Генетический риск и результаты психоза (GROUP), Мелле I, Джурович S, Абрамова Л., Каледа V, Санджуан J, Фрутос R, Брамон E, Вассос E, Фрейзер G, Эттингер U, Пиччини М, Уокер N, Toulopoulou T, Need AC, Ge D, Yoon JL, Shianna KV, Freimer NB, Cantor RM, Murray R, Kong A, Golimbet V, Carracedo A, Arango C, Costas J, Jönsson EG, Terenius L, Agartz I, Petursson H , Nöthen M M, Rietschel M, Matthews PM, Muglia P, Peltonen L, St Clair D, Goldstein DB, Stefansson K и Collier DA (2009). Общие варианты, дающие риск шизофрении. Nature, 460 (7256), 744-7 PMID: 19571808
Sutterland AL, Fond G, Kuin A, Koeter MW, Lutter R, van Gool T, Yolken R, Szoke A, Leboyer M и de Haan L (2015). Помимо ассоциации. Toxoplasma gondii при шизофрении, биполярном расстройстве и зависимости: систематический обзор и метаанализ. Acta psychiatrica Скандинавика PMID: 25877655
Torrey EF, & Yolken RH (1995). Может ли шизофрения быть вирусным зоонозом, переданным от домашних кошек? Бюллетень Schizophrenia, 21 (2), 167-71 PMID: 7631163
Dickerson F, Stallings C, Origoni A, Katsafanas E, Schweinfurth L, Savage C, Khushalani S, & Yolken R (2014). Антитела к Toxoplasma gondii и когнитивное функционирование при шизофрении, биполярном расстройстве и непсихиатрическом контроле. Журнал нервных и психических заболеваний, 202 (8), 589-93 PMID: 25010110
Write a Comment